Индустрия красоты в условиях надвигающегося кризиса или куда вложить деньги?

Индустрия красоты в условиях надвигающегося кризиса или куда вложить деньги?

Наверное, тот самый грядущий экономический кризис, о котором все так смело говорят в последнее время, связан с тем, что в течение тридцати лет — сначала в Соединенных Штатах Америки, а затем и в мире — происходила кредитная накачка спроса, т. е. люди жили попросту в кредит. В результате накопились очень большие долги. Сами по себе они не смертельны: долги можно либо списать, либо структурировать. Но их нельзя продолжать наращивать.  А если нельзя наращивать – нельзя поддерживать высокий спрос, следовательно, экономика  будет падать. По подсчетам специалистов, мировая экономика упадет на 30-35%, на столько же упадёт российская, европейская снизится на 50%, а американская — на 55-60%.

Средний класс почувствует кризис в виде безработицы, снижения уровня жизни, подорожания товаров, понижения заработной платы. При этом если в России люди в течение не одного года уже сталкивались с подобными проблемами, то в Европе ситуация абсолютно другая: если среднему классу в Европе не выдавать кредиты, люди будут жить в нищете – они не смогут себе позволить ни автомобиль, ни квартиру, ни медицинские услуги. В Европе средний класс составляет около 50% населения. Из них 40% упадет в нищету.

Во многих столичных клиниках красоты в связи с подобными опасениями число пациентов сократилось в несколько раз

Многие представительницы прекрасного пола, подчас скрупулезно следящие за новинками в мире моды и красоты, вынуждены урезать свои еще недавно привычные траты на инъекции, подтяжки и липосакции. Ничего не поделаешь - кризис. По данным исследователей, количество «операций красоты» в России в среднем сократилось на 35-40%. В США, к примеру, - на 12 %. Особенно сильно, согласно пластическим хирургам, упал спрос на липосакцию - хирургическое избавление от излишков жира. И это закономерно. Во-первых, сама по себе операция недешевая. Во-вторых, после нее надо брать двухнедельный больничный. В кризис это не только накладно, но и грозит недовольством начальства. И потом, липосакцию всегда можно заменить диетой, что само по себе является экономией средств, может даже, вдвойне.

А вот количество операций по подтяжке, маммопластике и коррекции носа остались примерно на прежнем уровне.

Борясь за клиентов, медучреждения снижают цены. В некоторых клиниках цены упали вдвое, многие предлагают комплексные варианты. Например, термаж лица, шеи, подбородка по цене только лица. При этом обнаруживается довольно любопытная тенденция: перед кризисом к пластическим хирургам потянулись не самые богатые дамы, которые еще вчера, возможно, вовсе не рассматривали пластику как шанс поменять что-либо в жизни. На консультациях, по словам врачей, такие пациентки признаются, что копили деньги на квартиру или автомобиль, но с наступлением кризиса купить эти вещи не смогли. В банк нести деньги боятся и решают вложить  средства «в себя любимую». Тем более что такое вложение наверняка сможет повлиять на возможность найти работу или  же не потерять ее. Люди уверены: работодатель отдаст предпочтение моложавым, подтянутым, хорошо выглядящим претендентам.

О том, почему не стоит экономить на собственной красоте даже в условиях кризиса, мы поговорили с ведущими экспертами в этой области.

Пластический хирург Александр Жуков:

«Я считаю, что в настоящий момент кризиса нет, но его предполагают. Думая о грядущей сложной финансовой ситуации, многие пациенты предпочитают сидеть на деньгах, а не вкладывать средства в собственную красоту и молодость. Возникает довольно интересная закономерность:  если ко мне приходит 40-летняя дама и просит сделать из нее 20-летнюю девушку – это невозможно. Однако при условии, что эта же дама начинать заботиться о себе лет с 15, тогда и в 40-45 женщина будет выглядеть великолепным образом. В данной связи будет уместна метафора, если сравнить женскую красоту и молодость с поездом, в который необходимо подбрасывать дрова на протяжении всего пути следования. Вагоны этого поезда – это то, что мы везем с собой, их можно варьировать по собственному желанию. Что, согласитесь, сделать невозможно в отношении локомотива.  И если в связи с кризисом денег на «топливо» выделяться не будет, в какой-то момент паровоз остановится…

В отношении кризиса и пластических операций, у меня есть свое мнение: существуют мотивированные пациенты, которые точно знают, чего они хотят, и недостаточно мотивированные пациенты, мнения которых сильно зависит от мнения окружающих их людей. Вывод напрашивается сам собой: когда все люди сидят на деньгах и говорят о том, что «лучше сейчас не тратиться, а то вот-вот нагрянет финансовый коллапс и конец света в 2012 году», тогда немотивированные пациенты, скорее всего, последуют всеобщему примеру и повременят с преображением. Когда же, наоборот, вроде как оперируются все, и очень даже неплохо,  почему бы тоже не попробовать? Здесь играет весомую роль так называемая «серая» масса, ведь выделяться невыгодно. Что интересно – от  наличия или отсутствия пластических операций такие пациенты не получают ни удовлетворения, ни удовольствия. Иначе дело обстоит с людьми мотивированными. Они точно знают, чего хотят и зачастую получают это.

Я как пластический хирург могу утверждать, что экономить на собственной красоте не стоит в силу нескольких причин: те пациенты, которые начали и продолжили закидывать «дрова в топку» по ходу движения поезда, работали, работают и, скорее всего, будут работать в крупных иностранных компаниях. При этом такой человек и в 40-45 лет имеет следующую картину: а) он успешен, поскольку к этому возрасту у него уже достаточно солидный опыт работы, б) он не комплексует перед более молодым поколением и в) он понимает, что является лицом компании. Такие пациенты понимают, что потратив n-ое количество денег на себя, они, в конечном итоге, смогли заработать больше – являясь востребованными с точки зрения профессиональных качеств, они одновременно являются частью имиджа компании.

Пациенты, которые выглядят наилучшим образом, более уверены в себе, более энергичны и востребованы в жизни. Важно не терять вкус к жизни, который начинается, поверьте, с любви к себе. И никакой кризис не должен стать тому помехой».

Пластический хирург Станислав Савицкий:

«Наверное, никто не будет отрицать, что нашим гражданам свойственно накапливать и складывать в кубышку «на черный день» все то, что завтра, может быть, обесценится. Назовите это кризисом, коллапсом – как угодно. Что происходит, когда человек приходит и тратит деньги на себя? При проведении пластической операции он, как правило, получает моральное удовлетворение, у него появляются положительные эмоции, ему легче адаптироваться к трудностям жизни даже в условиях пресловутого кризиса. Многие думают, что кризис в их собственной жизни, а не в экономике в целом, и он напрямую зависит от их внешнего вида. Есть пациенты, которые уверены в том, что в их жизни существуют гораздо более насущные проблемы, а «я сам уж как-нибудь потом». Напрашивается вопрос: когда тогда, если не в тяжелые времена, посвятить себя удовольствию и променять дешевеющие деньги на неувядающую красоту? Ведь, поверьте, в нашей жизни так важно хотя бы изредка, но радовать себя».

Дмитрий Крысин, пластический хирург клиники «Студия эстетической медицины»:

«Существует мнение, что чем больше человек уверен в себе, тем больше он уверен во всем. Думаю, что то чувство самодостаточности, которое вызывает понравившееся вам отражение в зеркале, не променяешь ни на что другое. Наверное, поэтому зачастую женщины, уделяя время себе, пытаются сублимироваться – уйти от работы.

Что касается разговора о возможном кризисе, то в данном случае я не стал бы категорично утверждать, что пластика необходима. Да, она приносит положительные эмоции и уверенность в себе, однако если вопрос стоит о том, чтобы потратить эти деньги на ребенка или на еду, конечно, в данном случае выбор очевиден. Однако при всем при этом важно не пропустить важный момент. В этой связи очень показательным  пример с зубами. Допустим, мне в мои 45 зубной врач сказал, что если потерпеть еще год-два, то ситуация будет выглядеть намного хуже, чем она есть сейчас. Так и с внешностью. Все мы не молодеем день ото дня, поэтому ждать 5-10 лет, пока минует кризис, было бы, по меньшей мере, недальновидно. Если говорить о подтяжке груди – сегодня Вам требуется подтяжка, а завтра Вам потребуется подтяжка с протезированием. Разница есть? Да, и существенная.

Поэтому всем своим пациентам я бы посоветовал правильно расставлять приоритеты и выбирать между главным и важным - главное».

В любом случае, индустрии красоты сегодня, как и много лет назад,  скорее всего, ничего не угрожает. Люди всегда, даже в кризисные времена, будут стремиться преобразить себя. По оценкам экспертов, сейчас объем российского рынка пластической хирургии оценивается в 1,5 миллиарда рублей. Среди клиентов - 90% женщин. И их, как правило, не пугает средняя цена курса лечения в 200-300 тысяч рублей. Особенно если женщина рассчитывает за счет коррекции внешности изменить жизнь.